Blog of Minister:Атамкулов.jpg






Header office

010000,
14, Beibitshilik str. Astana,
Republic of Kazakhstan

Tel.:   8 (7172) 28-06-01 
          8 (7172) 28-06-02
          8 (7172) 28-06-03 
Fax: 8 (7172) 76-80-32.

BAIKONUR COSMODROME

Baikonur Cosmodrome is located in the Kyzyl-Orda region of Kazakhstan.
Creating a spaceport in the 1950s it was determined the need for mining of the first Soviet intercontinental ballistic missile R-7. Its flight range exceeding 8000 km, in connection with which it was necessary hardware new route, passing in an easterly direction nearly across the Asian part of the Soviet Union. It required new districts for the fall of exhaust stages and new measurement points. It needed a new site for launches of these missiles. To address this problem in early 1950s a commission was created, developed requirements for a new landfill, and indicate the preferred areas of the country to create it, including parts of Kalmykia and Dagestan.

As a result, chose to accommodate the new test site in Kazakhstan, near the Aral Sea near the railway station Tyr-Tam, Kyzyl-Orda region, Kazakhstan. February 12, 1955 Resolution of the Council of Ministers of the USSR № 292–181 on the construction site.
Baikonur covers an area of 6,717 km2 and a length from north to south — 75 km. From west to east — 90 km.

The range of azimuths launch vehicles ranges from 35 to 92.
The main construction projects have been launching pads of intercontinental ballistic missiles (ICBMs) and technical facilities site. By November 1956 have been completed construction and installation works on most sites and facilities to ensure readiness for the start of flight tests of ICBMs. Were built: the launch facility, launch control center, integration and test building, part of the measuring stations, buildings, computer center, put in place a water pipeline, water pumping stations and power plants. Built roads and railways.

The first launch of a two-stage intercontinental ballistic missile «8K71» number «5L» — a prototype of a family of missiles such as R-7 Soyuz held May 15, 1957.

The first successful launch of «8K71» № 6 held on 21 August 1957 and 4 October of that year launched from the Baikonur rocket 8K71 «PM» with the first artificial satellite of the Earth «PS-1», and April 12, 1961 was the spacecraft with the first spaceman planet Y. A. Gagarin.

In subsequent years, at the site are launch and technical complexes for the preparation and launch of spacecraft using ELV of the light («Cyclone»), and middle («Union», «Lightning," «Zenith»), heavy («Proton») and super-heavy («Energy») classes, as well as providing the infrastructure is developing the landfill.

The first launcher Soyuz launch vehicle was put into operation in 1957. Second, similar to her — in 1961. Two rocket launchers «Cyclone-M» was commissioned in 1967godu. The first launcher «Proton» is put into operation in 1965, the second — in 1966 and two more — in 1979.

Simultaneously with the creation of «Energia-Buran» at Baikonur ground complex was built for carrier rockets of new generation of middle class «Zenit» able to bring to the reference orbit a payload mass of 15 m. The peculiarity of «Zenith» is the maximum automation of processes to prepare ELV launch. Launch Complex «Zenit» was created Design Bureau of Transport Engineering under the leadership of v. II. Solovyov.

For SC injection used refurbished under the ELV «Rokot» and «Dnepr». The first launch of LV «Rokot» was held in 1994, and «Dnepr» — in 2000.

From the Baikonur Cosmodrome launch satisfied all manned spacecraft and all the launches of spacecraft (SC) into a geostationary orbit (communications, television, space navigation system GLONASS). This launch site is also used for launching spacecraft into low and medium Earth orbit (meteorological system Meteor, studies Earth’s natural resources, etc.), as well as for launching unmanned interplanetary stations and commercial launches of spacecraft.

A significant contribution the Baikonur cosmodrome in space exploration were launches of carrier rockets Proton with interplanetary probes to the «Luna», «Venera», «Mars» and long-term orbital stations «Salyut» and «Mir».

Baikonur Cosmodrome is used to implement the following space programs and projects: «Vostok», «Voskhod," «Salute», «Mir," «Mars» «Venera," «Luna» and «Energia-Buran.

The greatest role Cosmodrome played in implementing the project «Mir». In the «Mir» was attended by about 220 organizations and 80 scientific research institutions. On the «Mir» station was visited by 104 people, of which — 62 foreigners, in the field of medicine, biology, engineering and astrophysics, has conducted more than 31,000 experiments conducted: 64 docking with the cargo spacecraft «Progress», 31 — «Soyuz» and as part of NASA’s «Mir» dockings 9' with the American «Shuttle». The station was delivered 170 tons of various cargoes and was retuned to Earth more than 4700 kg with experimental results.

According to the program «Energy-Buran» at Baikonur launch facilities have been created to start the launcher «Energia». This allowed 15 May 1987 from the cosmodrome to a successful test launch of a new heavy-duty rocket Energia, and November 15, 1988, this rocket was used for placing into Earth orbit 30-ton shuttle orbiter «Buran» unmanned version. This remarkable experiment was carried out largely due to already existing parameters Baikonur ground test base for implementing this program.

Program «Energy-Buran» was preceded by an ambitious lunar program of «H-1» approved in the USSR in 1964. In the period from 1969 to 1972. was conducted four missile launch vehicle «H-1», ended unsuccessfully. In 1976, work on the H-1 were completely discontinued. Created under this program unique ground complex was preserved, but in the late 70’s, work began on its reconstruction and the creation of new ground objects under complex «Energia-Buran». The result is the launch facility and an integrated universal stand-start. To ensure the landing the orbiter at Baikonur, a special boarding complex.

Since the early 1990s work on the program «Energy-Buran» at Baikonur were discontinued, the objects preserved, and some of them were then used by other programs.

Contribution to the Baikonur cosmodrome in the implementation of national space programs estimated the number of satellites launched by each program. Thus, program monitoring from space and remote sensing held launches about 95% of the spacecraft under the program coordinate and time support — more than 70% of the spacecraft, program communications and television — 25% of the spacecraft under the program of meteorological service — more than 40% SC, program of research — more than 30% of the spacecraft on manned program — 100% SC.

Baikonur Cosmodrome is used in international programs, in which Russia participates. Plans for cooperation with the international community to create and use the InteELVational Space Station designed specifically to Baikonur cosmodrome.

After the collapse of the Soviet Union Cosmodrome became the property of the Republic of Kazakhstan and was leased by the Russian Federation. In 1990, the landfill «Baikonur» has been renamed Baikonur Cosmodrome. Simultaneously with the development of the landfill expanded and founded in May 1955, a residential complex, which over the years has changed several names, and in 1995 was renamed the city of Baikonur. Infrastructure of the city of Baikonur includes more than 300 homes, 6 urban hotels, hospital, city hospital, etc. The city has a number of educational institutions: more than 10 schools, a branch of MAI, a technical communications, medical school and other social objects.

As is known, in order to study and use of space in the period from 1957 to the present time the world was conducted over 4000 launch vehicles (LV). Of these, more than 2500 launches conducted from the Baikonur in Russia. However, traffic in the first place is the Baikonur Cosmodrome. With this launch site annually flown about 80% of the payload of its total number that appears with all the launch sites in Russia. Since 1995, the number of Rocket leading position among Russian space centers began to assume the Baikonur Cosmodrome. During this period, with its launch complexes was carried out over 60% of RCN launches of the total amount spent by Russia.

Currently, the vast majority of leased Baikonur cosmodrome passed into the possession of the Federal Space Agency (2 starter set ELV «Soyuz», ELV «Zenith», ELV «Cyclone-M», and UKSS «Energy», two starting complex ELV «Proton», all assembly and test facility with the technical complexes, manufacturing equipment and life support systems, all of NMS, the oxygen-nitrogen plant, storage CRT, gas turbine power plant, etc.).

In 2004, the Presidents of Kazakhstan, N. A. Nazarbayev and Russian v. V. Putin gave the start for the project creation at the Baikonur Cosmodrome space rocket complex «Baiterek». At the site decommissioned pad spaceport building a new launch system with a universal launch pad, which enables one launcher to start the entire family of launch vehicles, Angara.

Currently Kazkosmos with Roskosmos work on coordination of joint decisions on the establishment of the SLC Baiterek based sites 250, 250A (UKSS) the Baikonur cosmodrome. This would include the issue of withdrawal from the leased facilities of the Russian Federation the Baikonur cosmodrome (UKSS) these areas in accordance with the lease the Baikonur complex between the Government of the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation of December 10, 1994. In general, as the activation of Kazakhstan’s space activities within the national space program is expanding and the interaction of the two friendly countries in the use of the Baikonur cosmodrome in the mutual interests.

«Байтерек» — космический ракетный комплекс нового поколения

 Блог Министра:Атамкулов Бейбут Бакирович

МОАП


modernizaciya_3.0_logo_itog_rus.png





Головной офис

010000,Республика Казахстан, г. Астана,
ул. Бейбитшилик 14,
10 этаж.

Тел.:  8 (7172) 28-06-01 
          8 (7172) 28-06-02
          8 (7172) 28-06-03 
Факс: 8 (7172) 76-80-32.

КОСМОДРОМ БАЙКОНУР

Космодром «Байконур» расположен на территории Кызыл-Ординской области Республики Казахстан.
Создание космодрома в 1950-х годах было определено необходимостью отработки первой советской межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Ее дальность полета превышала 8000 км, в связи с чем возникла необходимость оборудования новой трассы, проходящей в восточном направлении практически через всю азиатскую часть Советского Союза.

Потребовались новые районы для падения отработавших ступеней и новые измерительные пункты. Был нужен новый полигон для пусков этих ракет. С целью решения этой задачи в начале 1950-х годов была создана комиссия, разработаны требования к новому полигону и указаны предпочтительные районы страны для его создания, в том числе районы Калмыкии и Дагестана.

В результате был выбран вариант размещения нового полигона в Казахстане, близ Аральского моря в районе железнодорожной станции Тюра-Там, Кзыл-Ординской области, Казахской ССР. 12 февраля 1955 г. принято постановление Совета Министров СССР № 292–181 о строительстве полигона.

Космодром занимает территорию площадью 6717 км² и протяженностью с севера на юг — 75 км., с запада на восток — 90 км. Диапазон азимутов пусков ракет-носителей составляет от 35 до 92.

Основными объектами строительства были стартовые площадки межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и технические сооружения полигона. К ноябрю 1956 года были завершены строительно-монтажные работы на большинстве объектов и сооружений, обеспечивающих готовность к началу летных испытаний МБР. Были построены: стартовый комплекс, пункт управления запуском, монтажно-испытательный корпус, часть измерительных пунктов, здания вычислительного центра, введены в действие водовод, водонасосная станция и электростанция. Строились автомобильные и железная дороги.

Первый пуск межконтинентальной двухступенчатой баллистической ракеты 8К71 № 5Л — прототипа семейства ракет типа Р-7 «Союз» проведен 15 мая 1957 г.

Первый успешный пуск ракеты 8К71 № 6 состоялся 21 августа 1957 г., а 4 октября того же года с космодрома стартовала ракета-носитель 8К71 ПС с первым искусственным спутником Земли «ПС-1», а 12 апреля 1961 года был выведен космический корабль с первым космонавтом планеты Ю. А. Гагариным.

В последующие годы на полигоне создаются стартовые и технические комплексы для подготовки и запусков-КА с использованием ракет-носителей легкого («Циклон-М»), среднего («Союз», «Молния», «Зенит»), тяжелого («Протон») и сверхтяжелого («Энергия») классов, а также развивается обеспечивающая инфраструктура полигона.

Первая пусковая установка РН «Союз» была введена в эксплуатацию в 1957 году. Вторая, аналогичная ей, — в 1961 году. Две пусковых установки РН «Циклон-М» были введены в эксплуатацию в 1967году. Первая пусковая установка РН «Протон» введена в эксплуатацию в 1965 году, вторая — в 1966 году и еще две — в 1979году.

Одновременно с созданием комплекса «Энергия-Буран» на Байконуре строился наземный комплекс для ракет-носителей среднего класса нового поколения «Зенит», способных вывести на опорную околоземную орбиту полезный груз массой 15 т. Особенностью комплекса «Зенит» является максимальная автоматизация процессов подготовки РН к пуску. Стартовый комплекс РН «Зенит» создан Конструкторским бюро транспортного машиностроения под руководством главного конструктора В.II. Соловьева.

Для выведения-КА используются переоборудованные под РН «Рокот» и «Днепр» шахтные пусковые установки. Первый пуск РН «Рокот» был проведен в 1994, а РН «Днепр» — в 2000году.

С космодрома «Байконур» выполняются все запуски пилотируемых кораблей и все запуски космических аппаратов (КА) на геостационарную орбиту (связи, телевещания, космической навигационной системы ГЛОНАСС). Этот космодром используется также для запусков-КА на низкие и средние орбиты (метеорологической системы Метеор, исследования природных ресурсов Земли и др.), а также для запусков автоматических межпланетных станций и коммерческих запусков-КА.

Весомым вкладом космодрома «Байконур» в освоение космоса явились пуски ракет-носителей «Протон» с межпланетными станциями к Луне, Венере, Марсу и долговременными орбитальными станциями «Салют» и «Мир».  Космодром «Байконур» использовался для реализации следующих космических программ и проектов: «Восток», «Восход», «Салют», «МИР», «Марс», «Венера», «Луна» и «Энергия-Буран».

Наибольшую роль космодром «Байконур» сыграл в реализации проекта «МИР». В проекте «МИР» участвовало около 220 организаций и 80 научно-исследовательских учреждений. На станции «Мир» побывало 104 человека, из них •- 62 иностранца; в области медицины, биологии, техники и астрофизики было проведено более 31000 экспериментов, проведено: 64 стыковки с грузовыми космическими кораблями «Прогресс», 31 — с кораблями «Союз», а в рамках программы МИР НАСА 9 стыковок с американскими ''Шатлами». На станцию было доставлено 170 тонн различных грузов и было возвращено на Землю более 4700 кг с результатами экспериментов.

По программе «Энергия-Буран» на космодроме были созданы стартовые комплексы для пуска РН «Энергия». Это позволило 15 мая 1987 г. провести с космодрома успешный испытательный пуск новой сверхмощной ракеты-носителя «Энергия», а 15 ноября 1988 г. эта ракета-носитель была использована для вывода на околоземную орбиту 30-тонного многоразового орбитального корабля «Буран» в беспилотном варианте. Этот выдающийся эксперимент был осуществлен во многом благодаря уже существовавшей па космодроме наземной испытательной базе для реализации этой программы.

Программе «Энергия-Буран» предшествовала грандиозная лунная программа Н-1, утвержденная в СССР в 1964 году. В период с 1969 по 1972 гг. было проведено 4 пуска ракеты-носителя Н-1, закончившихся неудачно. В 1976 году работы по Н-1 были полностью прекращены. Созданный под эту программу уникальный наземный комплекс был законсервирован, но в конце 70-х годов были начаты работы по его реконструкции и по созданию новых наземных объектов под комплекс «Энергия-Буран». В результате были созданы стартовый комплекс и универсальный комплексный стенд-старт. Для обеспечения посадки орбитального корабля на Байконуре был создан специальный посадочный комплекс.

С начала 90х годов работы по программе «Энергия-Буран» на космодроме были прекращены, объекты законсервированы, и некоторые из них затем были использованы под другие программы.

Вклад космодрома «Байконур» в реализацию национальных космических программ оценивается количеством запускаемых-КА по каждой из программ. Так, по программам наблюдения из космоса и дистанционного зондирования Земли проводятся запуски около 95% КА, по программе координатно-временного обеспечения — более 70% КА, по программе связи и телевещания — 25% КА, по программе метеорологического обеспечения — более 40% КА, по программе научных исследований — более 30% КА, по пилотируемой программе — 100% КА.

Космодром «Байконур» используется в международных программах, в которых принимает участие Россия. Планы сотрудничества с мировым сообществом по созданию и использованию Международной космической станции рассчитаны именно на космодром «Байконур».

После распада СССР космодром «Байконур» перешел в собственность Республики Казахстан и был арендован Российской Федерацией. В 1990 году полигон «Байконур» был переименован в космодром «Байконур». Одновременно с развитием полигона расширялся и основанный в мае 1955 года жилой комплекс, который в разные годы сменил несколько наименований, и в 1995 году был переименован в город Байконур. Инфраструктура города Байконура включает в себя более 300 жилых домов, 6 городских гостиниц, госпиталь, городскую больницу и др. В городе имеется целый ряд учреждений образования: более 10 общеобразовательных школ, филиал МАИ, техникум связи, медучилище и другие социально-бытовые объекты.

Как известно, в целях исследования и использования космического пространства в период с 1957 года по настоящее время в мире было проведено более 4000 пусков ракет-носителей (РН). Из них более 2500 пусков проведено с космодромов России. Однако по грузопотоку на первом месте находится космодром «Байконур». С этого космодрома ежегодно выводилось в космос около 80% полезного груза от его общего количества, выводимого с использованием всех космодромов России. С 1995 года по количеству пусков РН лидирующее положение среди космодромов России стал занимать космодром «Байконур». В этот период с его стартовых комплексов было проведено более 60% пусков РКН от общего их количества, проведенных Россией.

В настоящее время подавляющее большинство арендованных объектов космодрома «Байконур» переданы во владение Федерального космического агентства (2 стартовых комплекса ракет-носителей «Союз», СК «Зенит», СК «Циклон-М», СК и УКСС «Энергия», два стартовых комплекса ракеты-носителя «Протон», все монтажно-испытательные корпуса с техническими комплексами, технологическим оборудованием и системами жизнеобеспечения, все ЗНС, кислородно-азотный завод, хранилище КРТ, газотурбинная электростанция и др.).

В 2004 году Президентами Казахстана Н. А. Назарбаевым и России В. В. Путиным был дан старт реализации проекта создания на космодроме «Байконур» космического ракетного комплекса «Байтерек».